1.2. Комментарий к упражнениям по теме "Таблица частот. Вычисление среднего арифметического, медианы и моды"
Задание 1. Подтягивание на перекладине
Старшеклассникам было предложено выполнить упражнение по подтягиванию на перекладине для оценки их силовой подготовки по следующим нормативам: отл. - 11 раз, хор. - 9 раз, удовл. - 7 раз.
Для 40 ребят в результате выполнения упражнения получен ряд: 10, 8, 9, 9, 8, 10, 11, 13, 9, 9, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 10, 9, 8, 11, 10, 11, 12, 8, 12, 11, 8, 12, 11, 9, 11, 9, 11, 11, 9, 11, 9, 6, 9, 9.
Составьте таблицу частот. По таблице ответьте на следующие вопросы:
- Сколько ребят подтянулись 9 раз? менее 9 раз?
- Сколько ребят показали отличную подготовку при выполнении данного упражнения?
- Какой свой вопрос вы можете задать?
Решение
Введем в калькулятор данный ряд чисел (столбец 1) и упорядочим его по возрастанию (столбец 2). Теперь можно составить таблицу частот в столбцах 3 и 4:
Проанализируем таблицу частот в соответствии с заданиями.
- 9 раз подтянулись 12 ребят, менее 9 раз подтянулись 8 ребят.
- Отличную подготовку показали 15 (10 + 4 + 1) ребят.
- Зададим, например, такой вопрос: "Какова медиана данного ряда чисел?" - и ответим на него.
В ряду 40 чисел, поэтому, найдя значения 20-го и 21-го из них, получим значение медианы: . Результат, близкий к срединному, показала довольно большая группа ребят (6 + 12 + 5) - согласно нормативам они получили оценки "хорошо" и "удовлетворительно".
Об этом свидетельствует и среднее арифметическое оценок, равное 9,725. Можно сказать, что данная группа старшеклассников в упражнении на перекладине проявила достаточно хорошую подготовку.
Задание 2. Рекорд
Фирма "Заря" установила рекорд по количеству яиц, получаемых ежемесячно. Для одного месяца из 30 дней зафиксировано следующее количество отложенных яиц:
120 133 134 123 121 127 121 134 127 118
128 127 120 119 119 151 142 141 133 117
124 121 133 119 127 119 127 133 132 142
- Постройте таблицу частот для этих данных.
- Вычислите среднее арифметическое число яиц, откладываемых ежедневно в данном месяце. Сравните его с модой ряда данных.
Решение
1. Введем исходные данные в столбец 1, и в нем же проведем сортировку по возрастанию:
Составим в столбцах 2 и 3 таблицу частот:
Проверим правильность пересчета, исходя из того, что суммы исходных и преобразованных данных должны совпадать:
2. Определим среднее арифметическое как отношение общей суммы к количеству элементов (результат сохраним в ячейке 3 столбца 4, которая уже выделена):
Анализируя данную числовую информацию, можно сказать, что в этом месяце фирма "Заря" получила 3832 яйца, что в среднем ежедневно она получает 127-128 яиц, и это число почти совпадает с модой, равной 127.
Задание 3. Яблоки
Лаборант-исследователь определял объем яблок. Для этого он измерил диаметр каждого из 100 яблок, записал его с точностью до 1 см и построил таблицу частот:
- Определите моду ряда данных.
- Вычислите средний диаметр измеренных яблок; используя результат, подсчитайте примерный объем "среднего" яблока, считая его форму шаром.
Решение
1. Войдем в режим STAT и введем данные.
Проанализируем введенные значения. В столбце 2, отображающем частоту, максимальным значением является число 18, ему соответствует диаметр 11 см, который и является модой данного ряда чисел.
2. Чтобы определить средний диаметр, сначала найдем сумму диаметров всех яблок.
Это можно сделать двумя способами. В первом сначала вычислим сумму для каждого диаметра в отдельности (результат запишем в столбец 3), затем найдем общую сумму диаметров (результат запишем в ячейку 1 столбца 4). Во втором проведем суммирование сразу, т.е. вычислим сумму произведений соответствующих ячеек столбцов 1 и 2 (результат запишем в ячейку 1 столбца 3). Первый способ предпочтителен при объяснении алгоритма нахождения общей суммы, а второй - более короткий - можно использовать позже.
Далее определим количество измерений, то есть сумму данных столбца 2. И теперь найдем среднее арифметическое (в данной задаче этот расчет можно провести в уме).
Способ 1:
Способ 2:
Заметим, что среднее значение, примерно равное 10 см, не совпадает с модой ряда данных, равной 11 см. Теперь подсчитаем объем яблока по формуле объема шара:
яблоко, диаметр которого чуть более 1 дм, имеет объем примерно равный 4 дм3.
Задание 4. Игрушки
Для подшефного детского сада школьники решили собрать к празднику елочные игрушки. В школе 28 классов. Семиклассники Коля, Саша и Миша вели учет собранных игрушек.
Коля:
Саша:
Миша:
Данные о сборе елочных игрушек каждым из классов представьте в виде числового ряда и выполните следующие задания:
- Введите данные в калькулятор и с помощью калькулятора:
а) расположите числа в ряду в порядке возрастания;
б) определите медиану ряда (запишите ее значение);
в) дополните таблицу столбцом частот, определите моду ряда. - Найдите среднее арифметическое данных и сравните его с модой ряда.
Решение
Рассмотрим следующую числовую информацию:
Коля: 33 48 35 38 38 36 33 40 40
Саша: 35 38 30 33 30 35 38 35 38
Миша: 33 36 44 35 35 38 30 38 30 33
1. Войдем в режим STAT и введем данные.
а) Проведем сортировку данных, используя подменю TOOL.
б) Определим медиану ряда как среднее значение между четырнадцатым и пятнадцатым членами последовательности:
Таким образом, имеем медиану, равную .
в) Дополним таблицу столбцом частот:
По таблице определим моду: 38.
2. Найдем среднее арифметическое данных.
Среднее арифметическое примерно равно 36, а мода чуть больше и равна 38, что характеризует активность ребят в сборе игрушек. Заметим, что всего собрано свыше 1000 елочных игрушек.
Задание 5. Демографическая ситуация в Москве в начале XVIII века
Ознакомьтесь с информацией из ведомостей о числе родившихся в Москве в 1703 году.
Определите среднюю рождаемость мальчиков и девочек в 1703 году. Сравните с медианой.
Решение
Введем данные в калькулятор и рассчитаем среднюю рождаемость и медиану (в нашем случае в третьем столбце проведены расчеты для мальчиков, в четвертом - для девочек):
Сделаем вывод: в среднем в 1703 году ежемесячно мальчиков рождалось примерно на 50 младенцев больше, чем девочек (хотя, глядя на таблицу, можно заметить, что в феврале девочек родилось больше, чем мальчиков). Сравнивая среднее арифметическое с медианой, можно отметить, что в обоих случаях среднее арифметическое несколько меньше медианы.