По всем вопросам - пишите на эл.почтуКруглосуточно 24/7
We speak English

Предисловие авторов

Простота и удобство обращения с современными графическими калькуляторами, широта их использования в процессе решения задач на уроках математики позволяют по-новому оценить возможности включения калькулятора в учебный процесс. Бесспорно то, что "подключение" калькулятора ни в коем случае не должно становиться самоцелью. Сейчас калькулятор в руках учителя - это значительный потенциал в создании дополнительных возможностей для обеспечения более глубокого и осознанного усвоения учащимися всех вопросов, связанных с расчетами, построением и исследованием графиков, в частности, материала, составляющего значимую часть новой вероятностно-статистической линии курса математики.

Свобода в выборе современной модели графического калькулятора не только устраняет технические трудности. Нередко она позволяет учителю направить внимание учащихся на интерпретацию решения задачи, помочь ребятам извлечь из нее увлекательные сведения. А ведь интересный, кажущийся нужным материал, возможно, надолго останется в их памяти. И именно с этой позиции в пособии рассматриваются примеры задач, предлагаемых при изучении статистической тематики в 7-9 классах.

В пособии предложены два подхода к решению задач. При первом подходе графический калькулятор сопровождает первоначальное знакомство учащихся с элементами статистики при обучении по любому из выбранных учителем учебников или учебных пособий. Выполняются табличные расчеты и графические построения в ходе изучения курса (там, где это целесообразно). С калькулятором решаются задачи-иллюстрации практического применения изучаемого математического понятия (среднее арифметическое, медиана, частота, мода и пр.). С помощью графического калькулятора демонстрируются образцы графического представления данных и возможности для интерпретации результатов.

Второй подход к решению задач базируется на уже известных учащимся сведениях из статистики и поэтому допускает впрямую, без "ручного" преобразования ряда данных, получать требуемую информацию в соответствующем режиме работы калькулятора.

Теперь проведение самостоятельных исследований становится еще доступнее и привлекательнее для учащихся. В учебном процессе учитель может воспользоваться любым из двух предлагаемых в пособии подходов.

В соответствии с предложенными к решению задач подходами материал пособия представлен в двух разделах. Содержание каждого раздела систематизировано в виде пунктов. В начале пункта изложение ведется путем методического разбора решения одной задачи - так называемого примера. Он сопровождается подробным комментарием, в котором последовательно, шаг за шагом, раскрываются возможности применения графического калькулятора в обработке статистической информации. Предполагается, что учитель будет использовать комментарий по своему усмотрению, так как порой он может показаться излишне подробным для подготовленных учащихся. Рассмотренный пример послужит образцом для выполнения предлагаемых далее упражнений. Следующие за примером упражнения предназначены учащимся для самостоятельного решения. Комментарий к упражнениям включен в пособие.

Советуем обращаться к помощи графического калькулятора и при разборе задач со статистической тематикой из учебников и учебных пособий по алгебре для 7-9 классов, имеющихся в распоряжении учителя. В нашем пособии использована литература:

  1. Тула: История и современность. - Издательский дом "Пересвет", 2006.
  2. Теория вероятностей и статистика / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. - М.: МЦНМО; АО "Московские учебники", 2004.
  3. Математика: Алгебра, функции, анализ данных: учебник для 9 кл. / Под ред. Г.В.Дорофеева. - М.: Просвещение, 2006.