По всем вопросам - пишите на эл.почтуКруглосуточно 24/7
We speak English

Изучаем ФГОС: как Министерство образования предлагает обучать школьников математике?

Мы неоднократно писали, что российская система образования многое теряет, отказываясь от использования графических калькуляторов на уроках в школе. Оказывается, Министерство образования и науки понимает необходимость использования дополнительных средств для решения задач по математике! Это ясно из Федерального государственного образовательного стандарта для среднего общего образования (ФГОС). Так, в разделе, посвященном математике и информатике, мы читаем, какими навыками должны обладать ученики. Уже для базового уровня там значится "владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств". Чуть ниже читаем, что школьникам обязаны привить "навыки использования готовых компьютерных программ при решении задач".

Давайте вспомним, что такое ФГОС. Основываясь на этом стандарте составляются образовательные программы, организуется образовательный процесс, проводятся аттестации педагогов и проверки учащихся. ФГОС - документ, обязательный для использования во всех школах. Помимо всего прочего, этот стандарт обеспечивает преемственность ступеней образования: знания, полученные в старших классах, должны помочь ученикам с легкостью осваивать университетскую программу.

В теории - и на практике

Итак, что мы имеем. Министерство образования требует, чтобы учителя математики внедряли готовые компьютерные программы для решения и иллюстрации уравнений и неравенств. Но при этом ни разу не конкретизирует, что за программы разрешено использовать. Логично, что школы идут по самому простому пути - игнорируют этот раздел ФГОС. Ни обучению "навыкам использования готовых компьютерных программ", ни проверкам этих навыков на экзаменах нет места в системе российского образования. Получается, что ФГОС нарушается повсеместно - и на это не обращают внимания ни школы, ни разработавшее стандарты Минобрнауки.

В ФГОС есть и еще одна интересная формулировка: так, говорится о том, что у школьников должны сформироваться представления "о способах описания на математическом языке явлений реального мира", а также развиться умение "моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат". Эти аспекты, как нам кажется, в данный момент практически исключены из современной системы школьного образования: учащиеся знают теорию, умеют решать отвлеченные задачи, но их не учат применять знания на практике.

Решение - на поверхности: используем графические калькуляторы

Сам факт, что в ФГОС предписывает обучать навыкам использования специальных устройств для решения и графического отображения задач, радует. Это значит, что чиновники понимают: без умения быстро и безошибочно выполнять сложные расчеты с использованием программ сегодня специалистам не обойтись. К этому постулату уже давно пришли в США, Японии, Китае, странах Европы: здесь у каждого школьника в рюкзаке обязательно есть графический калькулятор.

                           

 

Почему именно графические калькуляторы мы считаем идеальным воплощением "готовых компьютерных программ"?

  1. Графические калькуляторы идеально соответствуют ФГОС, обладая всем необходимым функционалом для решения обозначенных в стандарте задач и графического отображения уравнений и неравенств. Более того, их возможностей хватит и на освоение программирования (языки Basic, Assembler, C, Lua и другие) и высшей математики.
  2. Графические калькуляторы разрешены к использованию на экзаменах SAT, AP, PSAT/NMQT, ACT, IB Diploma, Advanced Placement Test, Praxi. Более того: без умения ими пользоваться сдать эти экзамены будет во много раз сложнее.
  3. Калькуляторы удобны в использовании. Графические модели серьезно отличаются от офисных, поскольку имеют большой экран и специальные кнопки для тригонометрических, логарифмических и других функций, построения графиков и т.д. Производить вычисления не только проще, но и существенно быстрее.
  4. Графические калькуляторы недорого стоят. Ими может оснастить класс любая общеобразовательная школа - цена вопроса от 6 тыс. р. Согласитесь, это совсем немного, особенно если сравнивать со стоимостью ПК или планшетов (которые намного хуже подходят для решения математических задач и требуют установки лицензированного программного обеспечения). Приобрести калькуляторы для решения задач дома будет необременительно и для семей школьников, притом устройства пригодятся при обучении в высших учебных заведениях на любой технической или естественнонаучной специальности.
  5. Графические калькуляторы очень практичны. Они весят совсем немного, имеют компактные размеры, а время автономной работы составляет от двух недель до шести месяцев. Современные модели имеют прочный корпус и снабжаются защитными чехлами, поэтому беспроблемно служат многие годы.
  6. Графические калькуляторы - основа STEM-образования, предполагающего объединение дисциплин и решение практических задач на школьных уроках. К калькуляторам можно подключить до 60 датчиков для проведения опытов! Несколько устройств легко объединяются в сеть, чтобы школьники могли делиться вычислениями или отправлять задания на проверку преподавателю. Графические калькуляторы позволяют создать цифровую лабораторию, которая поможет в освоении физики, биологии, географии, программирования.

Добиться соблюдения ФГОС в наших силах

Графические калькуляторы не только удовлетворят требования ФГОС в пункте "использования готовых компьютерных программ при решении задач", но и помогут приблизить математику к жизни! Именно на практических занятиях в цифровых лабораториях американские школьники выполняют сложные расчеты для опытов, пишут программы для управления роботами, разбирают основы экономики на реальных примерах.

Подтянуться к международным стандартам обучения математике будет непросто: придется изменить формулировки в ФГОС, напрямую указав на использование калькуляторов, обучить учителей навыкам использования современных вычислительных технологий, разработать новые программы обучения и добавить соответствующие задания в учебники, внедрить проверку навыков работы с вычислительными программами в ЕГЭ. Однако это практически единственная возможность заполнить пробел в системе российского образования и сделать обучение математике соответствующим современным реалиям.

Давайте будем откровенны: в XXI веке специалисты не могут позволить себе тратить время на расчеты в уме, и навыкам работы с программируемыми калькуляторами нужно обучать на всех ступенях образовательной лестницы - от средней школы до ВУЗа. Пока мы будем замалчивать проблему, система образования будет еще больше отставать от Запада.

Давайте попробуем вместе изменить положение дел: настаивайте, чтобы в школах на уроках математики использовали программируемые калькуляторы. Теперь вы знаете, что это разрешено по ФГОСтам, поэтому учителя не имеют права вам отказать. Мы же в ближайшее время подготовим Единый список программируемых калькуляторов, которые соответствуют требованиям ФГОС и могут использоваться в школах, а также выложим примеры заданий и уроков.

Автор: Анна Питер

Calculators-Online.ru