Что не в порядке с ЕГЭ по математике
Насколько объективно ЕГЭ по математике показывает уровень знаний учеников и можно ли считать, что сдавшие на высокие баллы экзамен выпускники смогут хорошо учиться в технических вузах?
Рособрнадзор ежегодно публикует новости об улучшающихся результатах школьников на ЕГЭ по математике. Не стал исключением и 2019: средний балл за профильную математику вырос на 6 пунктов, а количество двоечников сократилось на 5 тысяч человек. Однако эксперты обращают внимание на то, что общий уровень заданий стал слабее, а процент не сдавших экзамен базового уровня (с учетом обязательного разделения математики на общую и профильную) даже увеличился.
В качестве одной из причин можно назвать запрет графических калькуляторов на экзаменах. Это фактически исключает их использование и в рамках уроков, поскольку вся программа изучения математики в школах построена на достижение высоких показателей на ЕГЭ.
Как сдали ЕГЭ по математике в 2019 году
Согласно данным Рособрнадзора, этим летом экзамен по профильной математике сдавали более 400 тысяч человек, базовую - 316 тысяч человек. При этом, по заявлению заместителя главы Рособрнадзора Анзора Мусаева, не смогли набрать минимальный балл по базовой математике на 5 тысяч человек меньше, чем в 2018.
Статистика кажется положительной, пока не сравнишь количество сдававших экзамен. Так, в 2018 году его выбрали 567 тысяч человек, при этом процент двоечников составил 3,1% (приблизительно 17,5 тысяч человек). В этом году сдавало экзамен существенно меньше выпускников, и если учесть, что двойки получили 12,5 тысяч человек, получится — процент несдавших возрос до 4%!
Рост среднего балла за профильную математику (+ 6 пунктов), на который также обращает внимание Рособрнадзор, отчасти связан с тем фактом, что в 2019 году впервые были разделены экзамены по базовой и профильной математике: можно было сдать или один, или другой. Выпускники, которые не были уверены в своих силах, сдавали базовый экзамен. Кстати, чтобы набрать баллов на тройку (необходимый минимум для получения аттестата), нужно было решить всего семь заданий. Некоторые настолько простые (вычисление процентов, расчет пройденного человеком расстояния с использованием одной формулы), что справиться с ними может даже семиклассник.
Если копнуть глубже, то можно наблюдать снижение качества образования и процента успешно сдающих экзамен по математике школьников, начиная с 2006 года. Уже по статистике за 2008 год видно, насколько ниже стал процент сдавших экзамен неудовлетворительно и удовлетворительно. Получается, что несмотря на позитивные новости от Рособрнадзора, уровень знаний выпускников падает. Возможно, в этом одна из причин, почему статистика по сдаче ЕГЭ стала закрытой информацией.
Доверять или нет? Как относятся к результатам ЕГЭ вузы
Система ЕГЭ была введена отчасти для того, чтобы упростить жизнь выпускников школ: им нужно сдавать экзамены только один раз, а не дважды: для получения аттестата о среднем образовании и поступления в вуз. Однако лучшие университеты России не на 100% доверяют результатам тестирования. "ЕГЭ не улавливает талантливых и способных", - сказал в одном из интервью ректор МГУ Виктор Садовничий.
Ежегодно Правительство РФ составляет списки вузов, которые имеют право проводить внутренние вступительные экзамены в дополнение к ЕГЭ. В их числе МГИМО, МГУ им. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия, РГГУ, Московская медицинская академия им. Сеченова и др. Всего заявку в этом году подавало более 50 учебных заведений, но одобрили ее не для всех.
Еще один способ "отсеять" действительно талантливых учеников - при помощи олимпиад и собственных вузовских конкурсов. Так, например, МГТУ имени Баумана для специализированного отбора проводит конкурс "Шаг в будущее". Физтех ежегодно публикует списки олимпиад, которые дают особые права при поступлении: например, "Турнир городов", "Высшая проба" и др.
К слову, и уровень неодобрения ЕГЭ гражданами также растет. По сравнению с 2014 годом число людей, которые не довольны едиными госэкзаменами, увеличилось на 15% и составило 64%. При этом 71% респондентов считают, что прежняя система, до введения ЕГЭ, более объективно оценивала уровень знаний выпускников школ (по результатам опроса, предоставленного фондом "Общественное мнение").
Калькулятор на ЕГЭ по математике: смерть системы образования или отражение современных реалий?
В 2019-м году калькуляторы были под запретом на ЕГЭ по математике: согласно приказу Министерства просвещения РФ, выпускникам разрешалось использовать только линейку, не содержащую справочной информации. В 2020 году ситуация никак не изменилась.
Специалисты сайта Calculators-Online.ru - эксперта в области вычислительных технологий - уже не раз обращали внимание на ошибочность такой политики. Достаточно провести сравнение с международными системами проверки знаний - экзаменами SAT, AP, PSAT/NMQT, ACT, IB Diploma, Advanced Placement Test, Praxi. На них допускается использовать калькуляторы - с некоторыми оговорками. Так, не разрешается приносить программируемые устройства и подключаться при помощи калькуляторов к интернету (обе задачи у современных моделей решаются включением экзаменационного режима). Кроме того, некоторые экзамены разделены на две части: первая выполняется при помощи калькулятора, вторая - без его использования.
Чего удается добиться благодаря калькуляторам на экзаменах?
- Составители тестов могут давать сложные задания и просить выпускников решить большее их количество. Задания на экзаменах SAT, IB Diploma, ACT требуют объемных вычислений. Школьники без труда работают с цифрами при помощи калькуляторов, выдавая правильные ответы. За счет большего количества заданий экзамены становятся объективнее.
- Выпускники чувствуют меньший стресс из-за экзаменов. Они привыкли решать задачи в классе с помощью калькуляторов и могут пользоваться ими и во время тестирования.
- В разы уменьшается число вычислительных ошибок. К сожалению, если школьник правильно решает задание, но допускает ошибку в вычислениях, ответ не засчитывается. Кстати, именно вычислительные ошибки - одни из самых частых на ЕГЭ. Согласитесь, несправедливо, когда ребенок знает правильное решение и может дать нужный ответ, но спотыкается на элементарных вещах из-за волнения и недополучает баллы.
Математика в школе XXI века
Устного счета катастрофически недостаточно для той математики, которая нужна современным выпускникам. С каждым годом технологии, с которыми приходится работать специалистам, становятся сложнее, и невозможно представить себе успешного инженера, программиста, экономиста, который бы практиковал вычисления в уме.
У оппонентов разрешения калькуляторов на экзаменах есть еще один аргумент: ведь ничто не мешает использовать устройства на обычных занятиях. Можно запретить их только во время проверочных работ. К сожалению, в нынешних условиях это невозможно. Дело в том, что вся программа, начиная с 9-го (а зачастую даже с 8-го) класса построена на успешную сдачу ОГЭ/ЕГЭ. Ни учителя, ни ученики не имеют возможности отвлекаться от программы и изучать современные технологии, которые дети все равно не смогут использовать в рамках подготовки к госэкзаменам. Таким образом, запрет использования калькуляторов на ЕГЭ автоматически исключает их из системы школьного образования.
Это приводит нас еще к двум фундаментальным проблемам обучения математике в школе.
Первая - для поколения, выросшего с гаджетами в руках, математика становится сложной и скучной наукой. Вместо наглядного отображения графиков функций на экранах калькуляторов - абстрактные примеры. Вместо решения интересных, творческих задач с минимальной тратой времени на вычисления - многоступенчатые операции с цифрами и таблицами Брадиса. Растущий процент выпускников, которые не могут сдать даже общую математику, показывает, что программа далека от совершенства.
Вторая проблема - оторванность математики от других наук и реальности. Из-за ограниченных возможностей устного счета и использования пособий и примеров, составленных 20-30 лет назад, школьники не используют знания, полученные на уроках, в реальной жизни.
Зачем калькуляторы в школе? Чтобы растить успешных специалистов
Давайте мыслить шире. Именно в школе закладываются базовые знания, на основе которых будет строиться и высшее образование. Школьники, не умеющие пользоваться современными научными калькуляторами, придут в вуз. У студентов два варианта: в срочном порядке осваивать программируемые модели самостоятельно или по старинке выполнять все вычисления на бумаге или с использованием простейших калькуляторов, как в школе. В итоге многие выпускники экономических, инженерных, IT-специальностей даже после окончания вуза не используют калькуляторы в профессиональной сфере. Это увеличивает время выполнения базовых задач, повышает вероятность вычислительных ошибок.
Отвечает ли запрет на использование калькуляторов на ЕГЭ реалиям XXI века? Эксперты сайта Calculators-Online.ru считают, что нет. В условиях дефицита времени специалисты не могут позволить себе долгие вычисления в столбик или исправление арифметических ошибок. Калькуляторы, учитывающие профессиональные нужды, есть сегодня для практически каждой технической или экономической специальности: экономистов, бухгалтеров, инженеров, строителей. К сожалению, в России некоторые специалисты даже не слышали о программируемых калькуляторах с возможностями расчета налогов, нахождения уклона, регрессионного анализа и т.д. И первопричина именно в том, что научные калькуляторы исключены из школьной программы.