(495)240-8280ПН-СБ с 12:00 до 20:00
We speak English

4.1. Ввод-вывод информации в языке программирования CASIO

Оператор языка программирования графического калькулятора CASIO можно рассматривать как некий неделимый элемент программы, который позволяет выполнить определенные алгоритмические действия. Ядро языка программирования графического калькулятора содержит операторы, позволяющие реализовать основные алгоритмические конструкции.

Команды графического калькулятора могут размещаться в одну строку - в этом случае между ними помещается разделитель ":" (двоеточие). Окончание строки задается [EXE], которая на экране выводится в виде значка "↵". Если команда окончания строки не была введена, а место на экране в строке закончилось, то запись будет продолжена на следующей строке экрана, но все равно будет считаться одной строкой команд.

Решение даже самой простой задачи в программировании не обходится без операции ввода-вывода информации. В принципе, программирование теряет смысл, если не будет осуществляться ввод и вывод информации.

Простейшим оператором ввода является оператор присваивания (→). Служебное слово "→" представлено на клавиатуре специальной клавишей.

Команда присваивания имеет вид: "выражение" → "имя переменной" (или элемент списка).

Например:

1223,67→А
А+В→С

Для вывода информации на дисплей используются две записи команды вывода. Для вывода строки текста достаточно взять этот текст в кавычки. Например: "ПРИВЕТ"

Для вывода значений используется служебное слово (треугольник), размещаемое после имени переменной. Данный оператор приостанавливает вычисления и выводит надпись "-Display-". Такой вывод соответствует стилю вычислений на калькуляторе, однако при вычислениях по программе от этого стиля целесообразно отойти и позволить графическому калькулятору автоматически сделать нужные вычисления и вывести их одновременно на экран дисплея. Для этого служит расширенный оператор вывода Locate ([SHIFT], [VARS] (PRGM), [F6] (), [F4] (I/O), [F1] (Lcte)), обеспечивающий, к тому же, вывод в любую заданную область дисплея, а не в очередную строку вывода. Этот оператор используется в следующей синтаксической форме записи: Locate N_столбца, N_строки, Выражение. Поскольку калькулятор автоматически выводит результат последней команды, поэтому можно в конце программы не ставить , он автоматически выведет ответ. Это, в свою очередь, позволит исключить повторный вывод результата на дисплей. Хотя для того, чтобы у учащихся сложилось полноценное представление о программировании, целесообразно ставить и в конце программы, а для предотвращения повторного вывода значения вводить команду завершения программы:

"END" : Stop

Это необходимо также делать для того, чтобы показать успешное завершение программы.

Для ввода значений переменных с клавиатуры служит оператор "?" (подобный INPUT в BASIC). Его вид: ? → "имя переменной".

Пример 1.
Программа нахождения суммы двух чисел, введенных с клавиатуры.

"Введите 1 число" : ? →А↵
"Введите 2 число" : ? →В↵
A +B→С↵
" A +B =":С

или

"Введите 1 число" : ? →А↵
"Введите 2 число" : ? →В↵
A +B→С↵
" A +B =":С
"END" : Stop

Выражение может быть числом, переменной или строкой вида "string". Значение выражения выводится в ту начальную позицию экрана, которое задано целочисленными номерами столбца и строки этой позиции. При этом позиция (1, 1) соответствует левому верхнему углу экрана, а позиция (21, 7) - нижнему правому углу. Таким образом, можно задавать N_столбца от 1 до 21 (всего 21 столбец) и N_строки от 1 до 7 (всего 7 строк).

Пример 2.
Программа, которая вычисляет площадь прямоугольника со сторонами 8 и 4 и выводит результат на экран.

8→A↵
4→B↵
A ×B→S↵
"Сторона A=" : А
"Сторона В=" : В
"Площадь =" : Locate 13, 7, S