(495) 240-82-80ПН-СБ с 10:00 до 18:00
We speak English

2.1. Получение высоких баллов на ЕГЭ без использования калькулятора невозможно. Из опыта преподавания учителей физики Удельнинской гимназии Пчелкиной М.А. и Андреевой Н.В.

Из опыта преподавания учителей физики Удельнинской гимназии Пчелкиной М.А. и Андреевой Н.В.

Научные калькуляторы в методической системе обучения физике как ключевое технологическое средство повышения эффективности результатов учебного процесса

Переоценить роль калькуляторов в процессе изучения физики невозможно. Достаточно лишь перечислить направления их влияния на учебный процесс.

  1. Без использования калькуляторов невозможно провести обработку результатов измерения в экспериментальных исследованиях и оценку погрешностей измерений.
  2. Без калькуляторов нельзя выполнить экспериментальные задания включённые в КИМы ОГЭ. Например, определить показатель преломления. В КИМах ЕГЭ также есть задания, которые невозможно выполнить без калькулятора. Например, провести вычисления по фотографии измерительной установки.
  3. При решении задач только калькуляторы позволяют довести ответ до численного результата.

Ниже описана специальная технология проведения вычислений при решении задач, разработанная учителями физики Удельнинской гимназии Н.В.Андреевой и М.А.Пчелкиной. Эта технология условно называется "в одно касание".

Применение технологии "в одно касание" при выполнении расчетов на калькуляторе CASIO fx-82EX на уроках физики

Многие виды деятельности, встречающиеся на уроках физики, требуют использование калькулятора. Например, доведение решения задачи до численного ответа, обработка результатов лабораторных работ, оценка погрешностей (в том числе случайных), исследование зависимостей физических величин и построение графиков, решение экспериментальных задач.

Благодаря своим достоинствам научный непрограммируемый калькулятор CASIO fx-82EX позволяет осуществлять все обозначенные выше виды деятельности. Для нас на уроках физики самыми важными из достоинств являются: естественное "как в тетради" отображение вводимых выражений, возможность их редактирования, получение уравнений, описывающих физическое явление по результатам лабораторных измерений, наличие режима табуляции любой функции с любым шагом, а также расчет случайных погрешностей. Также, очень удобно получать численный ответ "в одно касание" при решении физических задач.

Можно сказать, что существует две технологии получения численного ответа: поэтапная и "в одно касание". Расчет "в одно касание" означает, что клавиши [=] мы касаемся один раз. Разницу применения этих технологий можно проиллюстрировать на примере решения следующей задачи:

Электрон в атоме водорода переходит на вторую стационарную орбиту, испуская волны, длина которых равна 656 нм. С какой стационарной орбиты переходит этот электрон?

Поэтапно сделать расчеты можно следующим образом:

Ответ: Электрон переходит с третьей орбиты.

А вот как выглядят расчеты, сделанные "в одно касание"

Получаем конечную формулу:

Делаем подстановку и получаем ответ "в одно касание":

Обратите внимание, что в первом случае если на одном из этапов вычисления допущена ошибка при вводе выражения, то найти и исправить её будет невозможно. Придётся всё пересчитывать заново. Во втором случае можно проверить всю подстановку, найти ошибку и в считанные секунды исправить её.

Всем известно, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно получить буквенное выражение, нужно еще получить численный ответ. От того, насколько правильно и быстро будут произведены расчеты, во многом зависит полученный балл на ЕГЭ. Поэтому мы приучаем ребят пользоваться калькулятором CASIO fx-82EХ с 7-го класса, буквально с первых уроков. Но не просто знакомим с кнопками, а прививаем культуру проведения расчетов на калькуляторе. Именно благодаря тому, что использование калькулятора не эпизодическое, а систематическое (обучению выделяется особое место на каждом этапе изучения физики), ребята привыкают к тому, что производить промежуточные расчеты, как при решении задач, так и при обработке результатов эксперимента - дурной тон, и стараются делать расчеты "в одно касание". Применяя этот метод, мы убиваем трех зайцев: приучаем выводить конечную формулу, не теряем точности вычислений при округлении и экономим время.

Благодаря применению технологии "в одно касание" удобно осуществлять контроль за вычислениями, которые производят ребята: учитель проходит по рядам, ребята показывают свои калькуляторы, на дисплее которых формула с подставленными численными значениями и конечный ответ. Даже если формулу выводили коллективно у доски, подстановку должен сделать каждый самостоятельно - отсидеться не получится никому. В случае неправильного численного ответа преподаватель берет калькулятор, просматривает всю подстановку, указывает на ошибку и отдает исправлять. Возможность редактировать набранное выражение очень экономит время.

В заключение проиллюстрируем вышесказанное примером применения технологии "в одно касание" при выполнении лабораторной работы "Определение удельной теплоемкости".